logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Досудебная или судебная защита пациента: за и против

20.09.2018
Досудебная или судебная защита пациента: за и против

Досудебная или судебная защита пациента: за и против.

Что делать, если права пациента нарушены? Как защитить нарушенное право? Идти в суд или пойти на мировую?

Ответы на эти вопросы, к сожалению, желает получить немалое количество людей, оказавшихся в сложной и запутанной ситуации взаимодействия с медицинскими организациями.

Прежде всего, определимся со статусом. Кто является пациентом?

На первый взгляд может показаться, что пациентом является лицо, которому или оказывается медицинская помощь, или которому она уже оказана.

Вместе с тем, в силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) пациентом признается физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. Получается, что согласно вышеприведенной норме закона лицо приобретает статус пациента в момент обращения за оказанием медицинской помощи (при этом неважно, болен ли человек и каково состояние его здоровья). То есть, как только Вы обратились за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, Вы уже пациент.

Государство гарантирует нам с Вами защиту предоставленных прав.

С примерами таких прав Вы можете ознакомиться на сайте в нашей «Юридической энциклопедии» по ссылке.

В большинстве случаев права в области охраны здоровья реализуются через соблюдение установленных различными правовыми актами формальностей. Так, получение медицинской помощи в государственных МО осуществляется лишь при наличии у обратившегося за медицинской помощью лица страхового медицинского полиса по программе обязательного медицинского страхования (далее – программа ОМС).

Если же человек желает получить медицинскую помощь в частной клинике (платно), то оказанию медицинской помощи предшествует заключение договора на оказание медицинских услуг и обычно их оплата.

Помимо двух данных способов медицинская помощь может быть оказана как государственной, так и частной клиникой в соответствии с условиями добровольного медицинского страхования (далее – программа ДМС).

Применительно к каждой ситуации медицинская организация обязана соблюдать некие формальности, к которым и пациенту не следует относиться беспечно. Настоятельно рекомендуем пациентам внимательно относиться к соблюдению всех формальностей и сохранять документы, полученные от медицинской организации в процессе оказания ему медицинской помощи и получения медицинских услуг. Наличие всех документов значительно облегчает задачу защиты нарушенных прав в сфере здравоохранения.

В общем и целом защита прав пациента осуществляется либо в досудебном порядке, либо в судебном порядке. Досудебный порядок защиты прав пациента – урегулирование отношений между медицинской организацией и пациентом вне стен суда и вне рамок судебного разбирательства, тогда как судебный порядок – разрешение конкретного спора в суде. Рассмотрим плюсы и минусы всех возможных вариантов защиты прав пациента.

Данный порядок выделяется в качестве первого и приоритетного, потому что именно он позволяет сохранить партнерские и доверительные отношения между пациентом и медицинской организацией, что является очень важным аспектом в деятельности медицинского учреждения при оказании услуг. Согласитесь, что доверять врачу более приятно, чем не доверять? В таком случае вместо того, чтобы сразу расставлять точки над “i” на повышенных тонах, следует попытаться урегулировать конфликт миром.

Следует выделить следующие внесудебные способы защиты прав пациентов в досудебном порядке:

  • Административный порядок;
  • Претензионный порядок;
  • Третейский суд;
  • Медиация.

Административный порядок – обращение пациента с жалобой на действия лечебного учреждения (врача), нарушающие его права, к вышестоящим в порядке подчиненности органу, общественной организации. Достоинство данного способа разрешения спора — оперативность. Кроме того, немаловажен факт того, что обращение бесплатно и нет необходимости в применении специальных знаний (жалоба или заявление составляются в свободной форме).

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений и отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. Также нельзя не упомянуть про перегруженность органов надзора, а также их достаточно низкую среднюю квалификацию, поэтому только преподнеся им все нарушения врача и медицинской организации “на блюдечке” можно рассчитывать хоть на какое-то более-менее адекватное реагирование с их стороны.

Претензионный порядок — требование пациента, обращенное непосредственно к исполнителю медицинской услуги (к администрации медицинской организации), о добровольном устранении нарушения его прав или выплате соответствующей компенсации. К достоинствам претензионного способа разрешения спора можно отнести его доступность, бесплатность, отсутствие необходимости специальных знаний, возможность получения поддержки страховой организации. Применение данной формы урегулирования возникших разногласий в медицинской сфере становится все более распространенным, так как медицинские учреждения все чаще предпочитают не доводить дело до суда. Однако здесь также есть свой нюанс – медицинские организации уже стали привыкать к достаточно частым претензиям пациентов, которые в последние годы осведомлены о своих правах гораздо больше нежели это было раньше. В связи с этим медицинские организации зачастую отказывают пациентам у удовлетворении их требований, обращая внимание только на серьезные по содержанию и юридически аргументированные претензии. Поэтому на досудебном этапе следует обратить особое внимание на сбор доказательств противоправных действий (бездействий) медицинской организации и юридическое обоснование своих требований. Ведь грамотная претензия играет не менее важную роль нежели грамотное исковое заявление. Она также способна решить дело в Вашу пользу.

Третейский суд — альтернативная форма судебного разбирательства конфликтных ситуаций в сфере оказания медицинских услуг. Данный способ не нашел широкого применения на практике. Условием, затрудняющим распространение такой формы защиты, является обязательность наличия письменного соглашения между пациентом и исполнителем медицинской услуги (договора) о передаче на рассмотрение и разрешение конфликтной ситуации конкретному третейскому суду. В то же время положительным моментом является то, что решение третейского суда окончательно и не может быть оспорено в государственном суде.

Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам в выработке и закреплении определенного соглашения по спору.

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях досудебный порядок защиты прав может являться обязательным, что по существу означает невозможность судебной защиты прав до соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (конфликта).

Очевидно, что защита прав пациента в судебном порядке подразумевает собой обращение в суд с соответствующим иском к медицинской организации, нарушившей права пациента. На сегодняшний день любой человек вправе самостоятельно подготовить иск, направить его в суд и далее участвовать в судебном разбирательстве. Необходимая информация и советы имеются на официальных сайтах многих судов, да и на нашем сайте найдется много полезной информации. Между тем, важно заметить, что споры по делам в сфере здравоохранения отличаются специфичностью самого предмета разбирательства, неоднозначностью доказательственной базы (документов, доказывающих позицию той или иной стороны), сложностью получения достоверных доказательств и вследствие этого — необходимостью проведения различных экспертиз. Да и вообще в таких понятиях как “качество медицинской помощи”, “безопасность медицинской услуги”, “надлежащая информация о здоровье” и прочих терминах надлежит сперва разобраться самому пациенту, а далее суметь грамотно “препарировать” их в ходе судебного разбирательства. Также не следует сбрасывать со счетов тот факт, что на противоположенной от пациента стороне выступает уже “бывалый в боях” ответчик. В таких случаях желаемый результат скорее достижим при участии на стороне пациента квалифицированных специалистов.

Если Вы как пациент решили обратиться в суд самостоятельно, рекомендуем Вам опираться на следующие сильные ключевые позиции:

  • Пациент имеет право на возмещение вреда в полном объеме независимо от вины медицинской организации в случае причинения вреда вследствие недостатков медицинских услуг, непредоставления информации об услуге (см. ст. ст. 1095 — 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12, подп. 1 — 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей);
  • В отношении пациента (потребителя медицинских услуг) действует презумпция отсутствия у него специальных знаний (см. п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Это означает, что пациент может обоснованно полагаться на добросовестность медицинской организации, оказывающей ему медицинскую помощь;
  • Пациент (потребитель) имеет право на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав (в том числе имущественных) независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков (при наличии вины исполнителя);
  • Пациенту законом предоставлены и процессуальные льготы: бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе – медицинской организации (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ), пациент вправе выбрать подсудность, пациент освобождается от уплаты государственной пошлины и проч.

Представленный перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае, безусловно, есть свои сильные отправные позиции, которые необходимо правильно выделить, сформулировать и преподнести в суде.

Права пациентов, застрахованных по программе ОМС, могут быть защищены путем обращения с соответствующими заявлениями в страховые медицинские организации. Последние, в том числе по запросам и жалобам пациентов, проводят контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи, а также могут предъявить в судебном порядке иск к медицинскому учреждению на материальное возмещение ущерба, причиненного застрахованному по вине медицинских работников.

Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС, страховых медицинских организациях и учреждениях здравоохранения организована в соответствии с новым Приказом ФФОМС от 11.05.2016 № 88 “Об утверждении Регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи”. Также используется Примерное положение “О порядке рассмотрения обращений граждан в территориальном фонде обязательного медицинского страхования” (см. Письмо ФФОМС от 06.05.2009 № 1530/30-3). Знакомство с данным документом позволит Вам сориентироваться в конкретной ситуации и направить в страховую организацию правильное обращение.

В общем и целом можно выделить следующие плюсы и минусы досудебной и судебной защиты прав пациента. К плюсам досудебной защиты можно отнести такие как:

  • Оперативность в разрешении конфликта;
  • Отсутствие необходимости наличия специальных познаний;
  • Минимальные материальные затраты.

А основным плюсом судебной защиты является, конечно же, исполнимость судебного решения и, как следствие, достижение реального результата.

14.12.2018
Путину предложили декриминализировать ответственность врача за обезболивающие
Читать
13.12.2018
Завершающая в этом году встреча проекта «Сказать не могу молчать»
Читать
06.12.2018
Медицинский вертолет прилетает в любую точку Москвы за 7-10 минут
Читать