logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

В данной статье будет раскрыт вопрос о финансовом обеспечении медицинской помощи и санаторно-курортного лечения в рамках бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Вопросы финансового обеспечения регулируются:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее “Закон №236-ФЗ”);
  • Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее “Закон №323-ФЗ”);
  • Бюджетным кодексом РФ (далее “БК РФ”);
  • Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 №1403 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”, (далее “Постановление №1403”) и прочими нормативными правовыми актами.

Государственные гарантии

Бесплатно гражданам оказывается медицинская помощь в объеме, определенном в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее “Программа госгарантий”). Программа госгарантий утверждается на три года (на очередной год и плановый период) Правительством РФ. При этом ежегодно рассматривается доклад о реализации программы. В настоящее время следует руководствоваться Постановлением №1403 (ст. 10, 11, 19 Закона №323-ФЗ).

Составной частью Программы госгарантий является Базовая программа обязательного медицинского страхования (далее “Базовая программа ОМС”) (раздел IV Программы госгарантий).

В соответствии с Программой госгарантий органами государственной власти субъектов РФ разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее “ТПГГ”), включая территориальные программы обязательного медицинского страхования. Более подробно можно ознакомиться в статьях “Программы ОМС”, “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”.

Источники финансирования

Законом № 323-ФЗ и Программой госгарантий определено, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, а в частности, и Программы госгарантий являются:

  • Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
  • Средства обязательного медицинского страхования.

Дополнительно в статье 82 Закона № 323-ФЗ установлено, что источниками финансирования являются:

  • Средства организаций и граждан;
  • Средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
  • Иные не запрещенные законодательством РФ источники.

Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных Законом №323-ФЗ либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений Программы госгарантий (ч. 11 ст. 83 Закона №323-ФЗ).

Средства обязательного медицинского страхования

Немного подробнее остановимся на вопросе состава средств обязательного медицинского страхования. Ст. 21 Закона № 326-ФЗ определяет, что к ним относятся:

  • Доходы от уплаты:
    • Страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
    • Недоимок по взносам, налоговым платежам;
    • Начисленных пеней и штрафов;
  • Средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда ОМС в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • Средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • Доходы от размещения временно свободных средств;
  • Иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Что такое бюджет?

Ввиду того, что законодательство в сфере охраны здоровья, в частности Законы №323-ФЗ, №326-ФЗ не содержат определение того, что из себя представляет “бюджет”, из которого, в частности, финансируется медицинская помощь (далее – МП) и санаторно-курортное лечение, обратимся к БК РФ.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая законодательством РФ, представляет собой бюджетную систему РФ.

Доходы бюджетов формируются в соответствие с законодательством о налогах и сборах и иных обязательных платежах, а также в соответствие с бюджетным законодательством, к которому относятся и БК РФ, и приятые в соответствие с ним правовые акты (ст. 39 БК РФ).

Как видно из ст. 21 БК РФ, к расходам бюджета относятся расходы на здравоохранение (пп. 9 п. 3 ст. 21 БК РФ). Также приведем определения в соответствие с БК РФ, которые будут использованы в настоящей статье:

  • “Бюджетные ассигнования” — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, которые доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования” (ст. 6, 38 БК РФ).
  • “Субвенция” — форма межбюджетной трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 129 БК РФ). В сфере обязательного медицинского страхования порядок предоставления субвенций также определен БК РФ (глава 16 БК РФ, в частности ст. 133.1, 133.2, 133.3 БК РФ).

Виды бесплатной медицинской помощи

В рамках Программы госгарантий (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются (раздел II Программы госгарантий):

  • Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • Паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Более подробно можно ознакомиться в статье “Бесплатная медицинская помощь в РФ”.

Финансирование видов медицинской помощи

В таблице ниже представлено распределение финансового обеспечения в сфере охраны здоровья в зависимости от видов МП, как определено в статье 83 Закона №323-ФЗ.

За счет каких средств:Первичная медико-санитарная помощьСпециализированная, в том числе высокотехнологичная МПСкорая, в том числе скорая специализированная МППаллиативная МП
средств ОМСч.1 ст. 83ч.2 ст. 83ч.3 ст. 83Нет
иных источников в соответствие с Законом №323-ФЗч.1 ст. 83ч.2 ст. 83Нетч.4 ст. 83
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение реализации ТПГГ (в части МП, не включенной в программы ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в программах ОМС)ч.1 ст. 83Нет Нет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках ТПГГ (в части МП, не включенной в ТПОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в ТПОМС)Нетч.2 ст. 83НетНет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части МП, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в базовой программе ОМС)Нетч.2 ст. 83НетНет
бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной властиНетч.2 ст. 83НетНет
бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на софинансирование расходов субъектов РФ, возникающих при оказании гражданам РФ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМСНетч.2 ст. 83НетНет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение реализации ТПГГ (в части МП, не включенной в ТПОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в ТПОМС)НетНетч.3 ст. 83Нет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части МП, не включенной в базовую программу ОМС а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в базовую программу ОМС)НетНетч.3 ст. 83Нет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках ТПГГНетНетНетч.4 ст. 83

Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели (ч. 5.1. ст. 83 Закона №323-ФЗ).

Финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), осуществляется за счет (ч. 9.1. ст. 83 Закона №323-ФЗ):

  • Бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти;
  • Бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, предусмотренных для выделения медицинским организациям, подведомственным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ.

Финансирование санаторно-курортного лечения

Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения граждан, за исключением медицинской реабилитации, осуществляется за счет (ч. 5 ст. 83 Закона №323-ФЗ):

Финансирование обеспечения лекарственными препаратами

  • Обеспечение граждан лекарственными препаратами согласно перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 за исключением обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 9 ст. 83, пп. 21 ч. 2 ст. 14, ст. 44 Закона №323-ФЗ).
  • Обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (ч. 9.2. ст. 83 Закона №323-ФЗ).
  • Обесными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 №2885-р (см. сноска 1 ниже) лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели (ч. 9.4. ст. 83 Закона №323-ФЗ).
  • Обеспечение антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 №2885-р лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели (ч. 9.3. ст. 83 Закона №323-ФЗ).

Отметим, что лекарственное обеспечение осуществляется зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами.

Финансирование в соответствие с Программой госгарантий

В отличие от Закона № 323-ФЗ, Программа госгарантий в разделе V раскрывает более детально некоторые аспекты финансирования, а именно:

  • За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС, например, осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы госгарантий и пр.
  • За счет субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной МП в медицинских организациях, участвующих в реализации ТПОМС, в соответствии с разделом I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (Приложение к Программе госгарантий).
  • За счет бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда ОМС осуществляются финансирование, например, высокотехнологичной МП, не включенной в базовую программу ОМС, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ медицинскими организациями частной системы здравоохранения, включенными в перечень, который будет утвержден Минздрав РФ с 01.01.2019 и пр.
  • За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансирование, например, медицинской эвакуации медицинскими организациями согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 №500н; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству и пр.
  • За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансирование, например, скорой, в том числе скорой специализированной, МП не застрахованным по ОМС лицам; первичной медико-санитарной и специализированной МП в части МП при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС и пр.
  • За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансирование, например, медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и пр.
  • За счет средств местных бюджетов может оказываться предусмотренная Программой госгарантий МП в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления.
  • За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования в рамках ТПГГ, например, финансируется обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей; проведение обязательных диагностических исследований и оказание МП гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту и пр.
  • За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан.

Финансирование медицинской помощи для отдельных категорий лиц

Военнослужащие

Отдельно законодатель выделяет вопросы финансового обеспечение оказания медицинской помощи и санаторно-курортного лечения военнослужащим и приравненных к ним лицам (п. 7 ст. 83 Закона №323-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 911). Медицинская помощь и санаторно-курортное лечение финансируется за счет средств:

  • Выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел;
  • Выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе воск национальной гвардии РФ;
  • Выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам;
  • Соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в случае нуждаемости в санаторно-курортном лечении);
  • Выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 №1093).

Задержанные, заключенные под стражу

Лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста (п. 8 ст. 83 Закона №323-ФЗ). Например:

  • Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1466 предусмотрено финансирование медицинской помощи в рамках Правил, утвержденных данным Постановлением Правительства РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Федеральной службе исполнения наказаний;
  • За счет средств исправительных учреждений оказываются медицинские услуги осужденным, не застрахованным в системе ОМС (такой позиции придерживается Высший Арбитражный Суд РФ).

Население закрытых административно-территориальных образований

Финансовое обеспечение МП населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда осуществляется:

  • За счет средств обязательного медицинского страхования, выделяемых в рамках территориальных программ ОМС (п. 6 ст. 83 Закона №323-ФЗ),
  • За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в части МП, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату МП, предусмотренную в базовой программе ОМС), предусмотренных Федеральному медико-биологическому агентству (ч.1 ст. 42, п. 6 ст. 83 Закона №323-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 №1540).

Государственные служащие

Финансирование МП лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам осуществляется за счет:

  • бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Управлению делами Президента Российской Федерации (ч. 3 ст. 42, ч. 6.1. ст. 83 Закона №323-ФЗ, Указ Президента РФ от 16.03.2015 № 136);
  • средств обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 42, ч. 6.1. ст. 83 Закона №323-ФЗ, Указ Президента РФ от 16.03.2015 № 136).

В заключение хотелось бы отметить, что в Конституции РФ в статье 41 указано: “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Если Вы оказались в ситуации, когда Вам отказывают в оказании медицинской помощи по причине “отсутствия денежных средств” или “неполучения финансирования”, знайте, что это является нарушением Вашего права. Для восстановления нарушенного права советуем обратиться к медицинским юристам, которые помогут восстановить Ваши права и, при необходимости, оказать содействие в привлечении виновных лиц к ответственности.

Судебные дела

Ниже мы подобрали пример судебного акта — Апелляционное определение Московского городского суда от 20.10.2015 по делу №33-36234/2015:

Требование: О признании решения незаконным, обязании провести медицинскую комиссию, не чинить препятствия в прохождении комиссии.

Обстоятельства: Истица указала, что ее обращения к ответчику о проведении медицинской комиссии с целью признания нуждающейся в санаторно-курортном лечении оставлены без удовлетворения.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заключение о состоянии здоровья истицы вынесено врачебной комиссией в связи с исследованием медицинских документов, ее осмотром, определена ее нуждаемость в санаторно-курортном обеспечении, однако действующим законодательством не предусмотрено получение одних и тех же видов дополнительной помощи по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации из двух разных источников.

Также рекомендуем Вам посетить наш раздел “Судебная практика”.