logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Охрана здоровья граждан и охрана здоровья детей

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” под охраной здоровья граждан в целом подразумевается комплекс различных мер политического, экономического, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемического характера (профилактического характера), осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях:

  • Профилактики заболеваний,
  • Сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, в том числе и ребенка,
  • Поддержания активной жизни граждан,
  • Предоставления гражданину медицинской помощи.

Таким образом, говоря упрощенным языком, под охраной здоровья в целом подразумевается деятельность публично-правовых образований, в том числе государства, по указанным выше четырем основным направлениям.

В данной статье речь идет не просто об охране здоровья граждан, а охране здоровья особой категории граждан, то есть детей. Ребенком в том смысле, в котором его понимает гражданское законодательство и законодательство о защите прав детей в Российской Федерации, является лицо до достижения им возраста 18 лет, то есть совершеннолетия (ч. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”).

Вместе с этим необходимо также отдельно отметить, что конкретно понимается под понятием “здоровье”, исходя из того, как его понимает законодатель. Под здоровьем понимается такое состояние физического, психического и социального благополучия граждан, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). Таким образом, ребенок может считаться здоровым не только когда он физически здоров, но и когда его психологическое состояние стабильно, а социальная адаптация в обществе носит соответствующий его возрасту характер.

Законодательство об охране здоровья детей

Ниже мы коснемся основных источников норм права, касающихся охраны здоровья детей:

А. Группа международных источников права, регламентирующих права человека

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года
  • Европейская Социальная Хартия 1996 года
  • Конвенция №130 о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 года и так далее.

Смысловое содержание указанных документов сосредоточено вокруг права человека, соответственно, гражданина, в том числе ребенка, любой страны принимать меры по сохранению здоровья на соответствующем уровне.

Б. Конституция Российской Федерации (ст. 41)

Данная статья касается как такового права гражданина Российской Федерации, в том числе ребенка, на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно.

В. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Является нормативно-правовым актом общего характера, регулирующим наиболее важные моменты, касающиеся в целом охраны здоровья граждан. В данном случае необходимо обратить внимание, что его действие распространяется на совершеннолетних и несовершеннолетних граждан нашей страны, следовательно, его нормы применимы к отношениям, в которых субъектами выступают именно дети.

Г. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Вызывает особый интерес по причине комплексного использования, то есть определенной связи с иными нормативно-правовыми актами. Например, гарантии прав ребенка являются одним из ключевых институтов в семейном праве, в отношениях между родителями и их детьми, а также при определении правового статуса и фактического положения ребенка в обществе. При этом на защиту прав и законных интересов ребенка дополнительно направлен институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, не говоря об общепринятом в ряде развитых стран закреплении функции охраны прав детей за государственными и муниципальными учреждениями (например, органы опеки и попечительства).

Дополнительно указанный закон регулирует обширную сферу отношений, в которых ребенок обладает определенной самостоятельностью, и очерчивает круг его прав, а также обязанностей определенного круга лиц по отношению к нему, в число которых входят те права и обязанности, которые связаны с охраной здоровья детей.

Д. Иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с охраной здоровья ребенка, федеральные законы, законы, подзаконные нормативно-правовые акты и так далее

Существуют и иные нормы, положения, правила, рекомендации, имеющие отношение к тематике данной статьи. Это Гражданский кодекс Российской Федерации, вышеупомянутый Семейный кодекс Российской Федерации, указанные выше федеральные законы. К этой же группе актов относятся и Постановления Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы”), указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”), регламентирующие частные моменты тех или иных отношений, связанных с охраной здоровья детей. Ввиду общего характера применения указанных норм охрана здоровья детей регулируется ими не полностью, а лишь в той части, в которой она связана с обозначенной проблематикой акта в целом.

Е. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ключевое значение в сфере охраны здоровья ребенка играют приказы Минздрава России. Во-первых, данный федеральный орган государственный власти проводит целенаправленную политику в области здравоохранения на федеральном уровне, а не локальном (уровне субъектов или отдельных организаций, в том числе и медицинских). Во-вторых, Минздрав России является единственным исключительно компетентным органом, осуществляющим деятельность по всем направлениям области здравоохранения, в том числе и по поводу охраны здоровья детей. Это означает, что его акты не только напрямую применимы к предмету данной статьи, но и определяют тот конкретный комплекс действий, средств, мер охраны здоровья детей, а также порядок осуществления их прав и способы защиты их законных интересов.

Что касается конкретных функций государства в сфере охраны детей, то данный вопрос нашел отражение в статье “Функции государства по охране здоровья детей”.