logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Медицинская деятельность является объектом пристального контроля как со стороны государства, так и в целом со стороны общества. Об общественном контроле мы уже рассказывали в статье “Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями”, сейчас же предлагаем поговорить об иных видах контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — МД).

Основные формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) выделяет следующие формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

  • Государственный контроль;
  • Ведомственный контроль;
  • Внутренний контроль.

В качестве неосновной формы контроля можно выделить также

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим только три основных формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Параметры (методы) контроля качества и безопасности МД

В рамках каждой из указанных выше основных форм контроля последний может осуществляться путем:

  • Соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности. Подробнее: “Обязательные нормы и требования при осуществлении медицинской деятельности”, “Лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности”;
  • Определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
  • Соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Подробнее: “Бесплатная медицинская помощь в РФ”, “Обязательное медицинское страхование – основа бесплатной медицины”, “Права и обязанности медицинских организаций в рамках ОМС”, “Программы обязательного медицинского страхования”;
  • Создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. Дополнительно читайте: “Обязанности медицинских работников”;
  • Создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Базовые нормативные положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности содержатся в ст. 88 ФЗ № 323. Согласно правилам этой статьи госконтроль качества и безопасности МД осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями. В настоящее время такой контроль организуется на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 14.09.2016), которым утверждено “Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности”.

Задачи государственного контроля
  • Предупреждение;
  • Выявление и;
  • Пресечение;
нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан
нарушения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан

Виды проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Предмет проверки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152Орган надзора, уполномоченный на проведение проверки
Соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья гражданФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы
Осуществление лицензирования медицинской деятельностиФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Департаменты здравоохранения субъектов РФ, министерства и комитеты здравоохранения субъектов РФ)
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощиФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствованийФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы
Соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению)Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – в части безопасных условий труда
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) – в части требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению)
Соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы
Организация и осуществление:
  • Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций;
  • Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы

Проверки медицинской организации органами надзора

При осуществлении госконтроля качества и безопасности МД применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также соответствующие административные регламенты органа надзора (основным “действующим лицом” является Росздравнадзор). По результатам проверки составляется акт, который размещается на официальном сайте в сети Интернет, также как и решения и предписания, принятые в процессе осуществления госконтроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ. Более подробная информация о государственном контроле изложена в статьях “Государственный контроль в сфере здравоохранения, полномочия органов надзора”, “Заявления пациента в органы надзора: компетенция и порядок рассмотрения”, “Проверки медицинской организации органами надзора”, “Проверка медицинской организации по жалобе пациента”.

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

О том, что такое ведомственный контроль качества и безопасности МД, можно найти в ст. 89 ФЗ № 323. Согласно положениям указанной статьи ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении подведомственных им органов и организаций. Основной нормативный регламент — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1340н “Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности”. То есть ведомственный контроль качества медицинской помощи – это “линейный” контроль вышестоящий организации, которой подведомственны проверяемые медицинские организации. Например, Минздрав Российской Федерации проверяет подведомственные ему федеральные медицинские организации, Департамент здравоохранения города Москвы – проверяет больницы, поликлиники и иные медицинские организации системы ДЗМ. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности не затрагивает медицинские организации частной системы здравоохранения.

Задачи ведомственного контроля являются следующие:

  • Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан;
  • Принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
  • Определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций;
  • Соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;
  • Создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

Виды проверок в рамках ведомственного контроля

В рамках ведомственного контроля можно выделить следующие виды проверок:

  • Проверка соблюдения МО порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • Проверка соблюдения МО безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • Проверка соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

О порядке проведения ведомственного контроля

Ведомственный контроль, по сути, производят уполномоченные должностные лица органа исполнительной власти (далее — должностные лица) в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе либо на основании специального приказа. По объему мероприятия проверки в рамках ведомственного контроля подразделяются на:

  • Целевые и;
  • Комплексные.

Целевые проверки направлены на рассмотрение конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности подведомственного органа или организации. Комплексные проверки же проводятся в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, жалоб, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности подведомственного органа или организации в целом.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Последний из видов контроля за качеством и безопасностью МД – внутренний контроль, содержание которого раскрыто в ст. 90 ФЗ № 323. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности это такой контроль, который осуществляют сами органы и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном их руководителями.

Задачи внутреннего контроля

Задачи внутреннего контроля качества медицинской помощи следующие:

  • Выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;
  • Выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации, в том числе кадровых и материально-технических средств;
  • Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований безопасности условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • Предупреждение, выявление и пресечение нарушений медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Порядок внутреннего контроля качества медицинской помощи

Руководитель медицинской организации с учетом специфики ее деятельности, структуры и штатного расписания утверждает Порядок организации внутреннего контроля в медицинской организации. Порядка организации внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинской организации, законодательством пока не утверждено. Единичные ведомственные порядки на уровне субъектов Российской Федерации имеются. Таким образом, грубо говоря, это отдано на откуп руководителя медицинской организации. В общем целом в блоке документов по организации системы внутреннего контроля качества медицинская помощь фиксируются:

  • Перечень должностей работников (структурных подразделений) медицинской организации, на которых возложены обязанности по организации и проведению внутреннего контроля;
  • Уровни проведения контроля качества;
  • Сроки и последовательность осуществления внутреннего контроля;
  • Объемы проведения внутреннего контроля;
  • Случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю в том числе в обязательном порядке;
  • Порядок регистрации результатов внутреннего контроля;
  • Порядок проведения анализа результатов внутреннего контроля, мониторинга показателей качества медицинской помощи;
  • Принятие мер по управлению качеством медицинской помощи.
Наличие внутреннего контроля качества – одно из лицензионных требований. Подробнее: “Лицензионные требования к осуществлении медицинской деятельности”.

Подводя итоги отметим, что жалоба пациента в медицинскую организацию или в орган надзора может служить основанием для проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что правовая информация, представленная в данной статье, носит преимущественно ознакомительный характер. В особо сложных случаях только своевременное обращение за правовой помощью к специалисту способно обеспечить защиту Ваших прав в сфере охраны здоровья. Будьте бдительны!