logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями

Говоря о качестве оказания услуг медицинскими организациями, обязательно нужно сказать несколько слов и о независимой оценке их качества. Термин “независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями” довольно специфический, значение которого на первый взгляд неочевидно. Разберем далее, что же скрывается за фасадом “независимой оценки качества медицинских услуг” и в чем ее специфика.

Понятие независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями

В 2014 году Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) был дополнен новой статьей 79.1, как раз и закрепившей такое понятие как независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями. Согласно ч. 1 данной статьи независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями — это одна из форм общественного контроля, цель которого предоставить гражданам информацию о качестве оказания услуг медицинскими организациями и повысить, таким образом, качество деятельности последних. Важно то, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи. О последних подробнее смотрите статьи “Контроль качества и безопасности медицинской деятельности”, “Экспертиза качества медицинской помощи”.

Общие критерии независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями

При проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями условия оказания услуг оценивают по следующим общим критериям:

  • Открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • Комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения;;
  • Время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • Доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;
  • Удовлетворенность оказанными услугами.

Таким образом, действительно, стоит констатировать, что независимая оценка качества оказания услуг – это вовсе не оценка качества медицинской помощи, а оценка общих условий “комфортности” или лучше сказать оценка “клиентоориентированности” медицинской организации при оказании медицинских услуг. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете. В настоящее время актуальным по данному вопросу является приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2014 г. № 787н “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями” (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2014 г., регистрационный № 35321).

Организация проведения независимой оценки качества оказания медицинских услуг

Проведение независимой оценки качества оказания услуг МО организуется по правилам, закрепленным в ст. 79.1 Федерального закона № 323-ФЗ, с применением специальных методических рекомендаций, утв. Приказом Минздрава России от 14.07.2015 № 240. В соответствии с п. п. 2, 3, 6 ч. 4 ст. 79.1 ФЗ № 323 уполномоченные органы (федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ) формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и утверждают соответствующие положения о них или возлагают функции по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями на существующие при этих уполномоченных органах общественные советы (далее — общественные советы). Таким образом, независимую оценку качеству услуг МО в любом случае осуществляют общественные советы, которые действуют либо при государственных органах, либо самостоятельно от них, но на основании положений, утвержденных таким органом. Общественные советы проводят независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями не чаще чем 1 (один) раз в год и не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) года. При проведении независимой оценки качества оказания услуг используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

Обязательность проведения независимой оценки качества оказания медицинских услуг

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минздрава России от 14.07.2015 № 240, независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями проводится в обязательном порядке в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Если же медицинская организация не участвует в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам МП, то в отношении этой организации обязательная независимая оценка качества оказания услуг не предусмотрена, а значит и не проводится.

Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями

Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг МО формируется из числа представителей

  • Общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья (см. подробнее “Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья”) и;
  • Медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Общественный совет формируется так, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов. Минимальное число членов совета — пять человек, деятельность которых организуется на общественных началах.

В целом общественные советы в ходе своей деятельности:

  • Определяют перечни медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам МП и в отношении которых проводится независимая оценка (см. также материалы “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”, “Программы обязательного медицинского страхования”);
  • Формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями (далее — оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с оператором;
  • Устанавливают при необходимости дополнительные критерии оценки качества оказания услуг МО;
  • Осуществляют независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями с учетом информации, представленной оператором;
  • Представляют соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.

Исчерпывающая информация о деятельности общественных советов размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети “Интернет”.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями

Информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями размещается в сети “Интернет” на соответствующих официальных сайтах компетентных государственных и муниципальных органов. В качестве примера можно посмотреть результаты независимой оценки качества оказания услуг МО, подведомственными Минздраву России, в 2016 году, которые доступны по ссылке: https://www.rosminzdrav.ru/open/supervision/council/protokoly-zasedaniy/2016/protokol-24-ot-14-yanvarya-2016-goda.

Участие пациентов в независимой оценке качества оказания услуг МО

Каждый пациент и каждый гражданин на сегодняшний день имеет возможность принять личное участие в проведении независимой оценки качества оказания услуг МО. Все, что требуется: посетить специальный раздел на официальном сайте Минздрава России, доступный по ссылке: https://www.rosminzdrav.ru/open/supervision/format/nezavisimaya-sistema-otsenki-kachestva-okazaniya-uslug-meditsinskimi-organizatsiyami/nezavisimaya-otsenka-kachestva-okazaniya-uslug-meditsinskimi-organizatsiyami, и заполнить предложенную анкету либо для медицинских организаций Минздрава России, либо для медицинских организаций субъектов РФ, нажав клавишу “Участвовать в голосовании”. Таким образом, сегодня мы все немного, но все же можем содействовать улучшению качества медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями на территории РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что правовая информация, представленная в данной статье, носит преимущественно ознакомительный характер. В особо сложных случаях только своевременное обращение за правовой помощью к специалисту способно обеспечить защиту Ваших прав в сфере охраны здоровья. Будьте бдительны!