logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

В настоящее время законодатель уделяет отдельное внимание такому важному вопросу, как медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Нормативная база

Для начала отметим, какими нормативными актами данный вопрос регулируется. Это:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” (далее “Закон №323-ФЗ”);
  • Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее “Закон №61-ФЗ”);
  • Закон РФ от 02.07.1992 №3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее “Закон №3185-1);
  • Федеральный закон от 18.06.2001 №77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в РФ” (далее “Закон №77-ФЗ”);
  • Федеральный закон от 30.03.1995 №38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” (далее “Закон №38-ФЗ”);
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №715 “Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих” (далее “Постановление №715”);
  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2017 №426 “Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом” (далее “Постановление №426”);
  • Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”;
  • прочие нормативно-правовые акты.

Под “пациентом” в настоящей статье понимается гражданин, страдающий социально значимыми заболеваниями, и/или гражданин, страдающий заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

О каких заболеваниях идет речь?

Исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших, Правительство РФ утверждает перечни социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данные перечни закреплены в Постановлении №715:

Социально значимые заболеванияЗаболевания, представляющие опасность для окружающих
  • Туберкулез;
  • Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
  • Гепатит В;
  • Гепатит С;
  • Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • Злокачественные новообразования;
  • Сахарный диабет;
  • Психические расстройства и расстройства поведения;
  • Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
  • Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • Вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки;
  • Гельминтозы;
  • Гепатит В;
  • Гепатит С;
  • Дифтерия;
  • Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
  • Лепра;
  • Малярия;
  • Педикулез;
  • Акариаз и другие инфестации;
  • Сап и мелиоидоз;
  • Сибирская язва;
  • Туберкулез;
  • Холера;
  • Чума.

Понятие профилактики

Важным является не только наличие возможности оказать медицинскую помощь гражданину, уже имеющему то или иное заболевание, а важно не допустить (предотвратить) его появление. Для этого законодатель в ст. 12 Закона №323-ФЗ закрепил такие положения, как приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и приоритет разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни.

Согласно ст. 2 Закона №323-ФЗ, профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания и включающих в себя:

  • Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста, которое обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом;
  • Предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний;
  • Раннее выявление заболеваний;
  • Выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний.

Законодателем в ст. 30 Закона №323-ФЗ, предусмотрена профилактика как инфекционных заболеваний, так и неинфекционных заболеваний.

Проведение профилактики

Проведение профилактики “подчиняется” всем требованиям законодательства, в частности Закону №323-ФЗ, в котором закреплено такое право пациента, как право на профилактику в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (ст. 19 Закона №323-ФЗ). Также Закон №323-ФЗ содержит указание на то, что выбор метода профилактики говорит о качестве медицинской помощи (пп. 21 ст. 2 Закона №323-ФЗ).

Важность вопроса профилактики подчеркнута законодателем и в пп. 13, 14 ч. 1 ст. 16 Закона №323-ФЗ. В них говорится, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

  • Информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий.
  • Установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи пациентам и по организации обеспечения пациентов лекарственными препаратами.

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется в соответствие с:

  • Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н. В нем определены категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации и перечень профилактических прививок.
  • Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н. В нем определены наименования прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

Профилактика неинфекционных заболеваний

Приказом Минздрава России от 30.09.2015 №683н отдельно утвержден Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях.

Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях (ст. 30 Закона №323-ФЗ, п. 2 Приложения к Приказу №683н):

  • Органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • Работодателями;
  • Медицинскими организациями;
  • Образовательными организациями;
  • Физкультурно-спортивными организациями;
  • Общественными объединениями.

Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

Отметим, что медицинская помощь по выявлению и коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний, раннему выявлению неинфекционных заболеваний и диспансерному наблюдению по поводу неинфекционных заболеваний оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи (п. 6 Приказа Минздрав России №683н).

Медицинская помощь пациентам

Право на медицинскую помощь имеет каждый гражданин в гарантированном государством объеме. Такая медицинская помощь будет оказана без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Закона №323-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 определены заболевания и состояния, при которых гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно. В рамках программы бесплатно предоставляются:

  • Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • Паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Более подробно можно ознакомиться в статье “Нарушение прав пациента на качество и доступность медицинской помощи. Возможные претензии пациентов” или в иных статьях, более подробно раскрывающих данные виды медпомощи

При этом, законодатель выделил в отдельную статью положения, касающиеся оказания медицинской помощи гражданам, которые страдают социально значимыми заболеваниями и гражданам, страдающим заболеваниями, опасными для окружающих. Это статья 43 Закона №323-ФЗ, согласно которой таким гражданам оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Стандарты Минздрава России

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 37 Закона №323-ФЗ).

Данные Порядки и Стандарты утверждаются Приказами Минздрава России и с ними можно ознакомиться на сайте Минздрав России в разделе “Банк Документов” (следует использовать строку “Поиск”). Например,

Туберкулез: Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержден Приказом Минздрава России от 15.11.2012 №932н. Cтандарт первичной медико-санитарной помощи при туберкулезе костей и суставов (взрослые) утвержден Приказом Минздрава России от 09.11.2012 №744н.

Дифтерия: Стандарты утверждены: Приказом Минздрава России от 24.12.2012 №1436н; Приказом Минздрава России от 28.12.2012 № 1585н; Приказом Минздрава России от 24.12.2012 №1371н.

Сахарный диабет: Стандарты утверждены: Приказом Минздрава России от 09.11.2012 №751н, Приказом Минздрава России от 09.11.2012 №750н, Приказом Минздрава России от 09.11.2012 №856н, Приказом Минздрава России от 28.12.2012 №1581н и прочие.

Особенности оказания медицинской помощи

Согласно ч. 3 ст. 43 Закона №323-ФЗ, особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях могут устанавливаться отдельными федеральными законами. На сегодняшний день это следующие законы:

  • Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — по вопросам обязательной госпитализации или изоляции лиц, если они представляют опасность для окружающих:
  • больных инфекционными заболеваниями;
  • с подозрением на такие заболевания и контактировавших с лицами, больными инфекционными заболеваниями;
  • являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней.
  • Закон №3185-1. Ст. 1 указанного закона, например, гарантирует следующее: психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина;
  • Федеральный закон от 18.06.2001 №77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 30.03.1995 №38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”.

Помимо этого, ч. 1 ст. 43 Закона №323-ФЗ установлено, что медицинская помощь (равно, как и диспансерное наблюдение) гражданам, о которых речь идет в настоящей статье, в соответствующих медицинских организациях. Ответ на вопрос “Что это за соответствующие медицинские организации?” можно узнать из статьи “Диспансерное наблюдение граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, и граждан, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих”.

Согласие пациента на медицинское вмешательство

Согласно ст. 20 Закона №323-ФЗ, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, допускается медицинское вмешательство без его согласия или одного из родителей или иного законного представителя (п. 9 ст. 20 Закона323-ФЗ).

Федеральные регистры лиц

Согласно ст. 43 Закона №323-ФЗ, Правительством РФ осуществляется ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, в целях организации оказания медицинской помощи (включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения) при отдельных заболеваниях, указанных в Перечнях.

В настоящее время следует руководствоваться Постановлением №426. Лечащим врачом медицинской организации в течение 3 рабочих дней со дня установления диагноза соответствующего заболевания или со дня получения лечащим врачом актуализированных данных о пациенте, соответствующие сведения представляются в орган исполнительной власти. И уже уполномоченное лицо уполномоченного органа или соответствующего федерального органа исполнительной власти размещает полученные сведения соответственно в региональном или федеральном сегменте Федерального регистра. Сведения, размещенные в региональных сегментах Федеральных регистров, автоматически в режиме реального времени включаются в соответствующие федеральные сегменты Федеральных регистров (п. 8, п.10 Постановления №426).

Лекарственное обеспечение

Как отмечалось выше, ведение Федерального регистра необходимо, в частности, для обеспечения пациентов лекарственными препаратами для медицинского применения. Более подробно можно ознакомиться в статье “Платные и бесплатные лекарственные средства”.

Судебная защита пациентов

Споры граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, и граждан, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих с органами власти по тем или иным вопросам – не редкость. Ниже мы подобрали некоторые судебные акты.

  • Апелляционное определение Пермского краевого суда от 19.10.2015 по делу №33-11317-2015

    Требование: О взыскании компенсации затрат, понесенных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда.

    Обстоятельства: Ответчиком отказано в обеспечении истца лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку данный лекарственный препарат не входит в Перечень федеральных льготных лекарственных препаратов, при этом врачебной комиссией истцу назначались другие лекарственные препараты, обеспечение которыми было возможно, однако истец своим правом не воспользовался.

  • Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 14.02.2017 по делу №33-1890/2017

    Требование: О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

    Обстоятельства: Согласно заключению врачебной комиссии ответчице установлен диагноз (фибрознокавернозный туберкулез). Ее семья в очередной раз была посещена на дому комиссией врачей, ответчица отказалась от наблюдения и стационарного лечения, сообщила, что лечится самостоятельно. Длительное время от лечения и наблюдения в туберкулезном диспансере она уклоняется, не принимает мер к обследованию детей. При этом она ведет активный образ жизни, посещает общественные места, в связи с чем является потенциально опасным лицом для окружающих людей.

    Решение: Требование удовлетворено.

Также рекомендуем Вам посетить раздел “Судебная практика”.