logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Заявления пациента в органы надзора: компетенция и порядок рассмотрения

Нередко пациенты, права которых были нарушены в процессе оказания им медицинской помощи, обращаются с соответствующими заявлениями (жалобами) в надзорные органы. Зачастую такие действия пациентов являются обоснованными и действительно базируются на грубом нарушении их прав и законных интересов, однако, случается, что такие действия не могут быть квалифицированы иначе как шантаж медицинской организации. Наиболее часто такие заявления направляются пациентами в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, лицензирующие органы (в Москве – это Департамент здравоохранения г. Москвы; в Московской области — Министерство здравоохранения Московской области), Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, органы прокуратуры и прочие. Естественно, определяющим критерием при выборе пациентом надлежащего надзорного органа является компетенция последнего.

Компетенция органов надзора

Информация о компетенции надзорных органов для удобства ее восприятия представлена в виде таблицы.

Надзорный органКомпетенция
Роспотребнадзор
  • Осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе:
    • Организацию и проведение проверок соблюдения исполнителями требований, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
    • Организацию и проведение проверок соответствия услуг обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей;
    • Проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;
    • Предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей.
Росздравнадзор
  • Осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и фармацевтическими организациями:;
  • Прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • Порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  • Ограничений, применяемых к их работникам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Осуществляет лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с законодательством Российской Федерации и проводит соответствующий лицензионный контроль (за исключением того, на который уполномочены органы исполнительной власти субъектов РФ);
  • Осуществляет федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • Проводит мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
  • Проводит мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий;
Департамент здравоохранения г. Москвы (аналогичные или почти аналогичные функции имеют органы исполнительной власти других субъектов РФ)
  • 1. осуществляет лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с законодательством Российской Федерации и проводит соответствующий лицензионный контроль (за исключением того, на который уполномочен Росздравнадзор);
  • 2. принимает решения по обеспечению оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с законодательством РФ;
  • 3. осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  • 4. осуществляет региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
Органы прокуратуры
  • 1. осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • 2. осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Иные претензии и заявления пострадавших пациентов

Безусловно, в представленной таблице указаны не все органы надзора в которые пациент может обратиться в защиту своих нарушенных прав. Помимо указанных надзорных органов, заявление может быть направлено в ФСКН, Роскомнадзор, лицензирующий орган соответствующего субъекта РФ (например, Министерство здравоохранения Московской области) и иные органы государственного контроля с учетом их компетенции. Если требование о необходимости соблюдения компетенции надзорного органа не соблюдено, то заявление пациента по существу рассмотрено не будет, а будет перенаправлено в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Процедура перенаправления, в свою очередь, увеличит срок рассмотрения заявления. Подробнее об этом в следующих разделах нашей статьи. Кроме надзорных органов, пациент имеет право обратиться с претензией в:

  • Органы прокуратуры;
  • Общества защиты прав пациентов, лиги защиты прав пациентов и иные подобные общественные организации;
  • Страховые компании, в случае оказания медицинской помощи в рамках добровольного или обязательного медицинского страхования;
  • Непосредственно в медицинскую организацию. Подробнее об этом читайте в статье “Претензия пациента в медицинскую организацию: правила оформления, срок и порядок рассмотрения”.

Порядок рассмотрения заявлений пациентов

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан, поступивших в органы надзора, осуществляется в соответствии федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” Согласно положениям указанного закона в обращении гражданин (пациент) в обязательном порядке указывает свои:

  • Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
  • Почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.

Пациент вправе (но не обязан!) приложить к обращению необходимые документы и материалы. Однако отметим, что приложить документы, подтверждающие сведения, изложенные в обращении, в интересах самого пациента – как минимум ускорится процесс рассмотрения заявления. На обращения, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания фамилии, имени и отчества (последнее при наличии), полного обратного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, надзорные органы ответ не дают, так как попросту не имеют возможности направить ответ (или некому, или некуда). Срок регистрации обращения гражданина в органе надзора с момента его поступления – 3 дня. Обращение гражданина, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного надзорного органа, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения. Обращение гражданина, поступившее в надзорный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Порядок рассмотрения заявлений пациентов органами прокуратуры

Порядок рассмотрения обращений пациентов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. В соответствии с указанной Инструкцией письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать:

  • Наименование органа, в который направляется обращение.

либо

  • Фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица либо его должность.

Кроме того, в обращении пациента указываются:

  • Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение;
  • Его почтовый адрес, по которому должен быть направлен .ответ или уведомление о переадресовании обращения;
  • Изложение существа вопроса;
  • Личная подпись пациента и дата написания заявления.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней.

Проведение проверки по заявлению пациента

Заявление пациента в ряде случаев будет служить основанием для проведения в отношении медицинской организации внеплановой проверки соответствующим органом надзора (ст. 10, Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”). Как документарная, так и выездная проверка какого-либо органа надзора вряд ли способна порадовать медицинскую организацию. При активной деятельности пациента, связанной с обращениями в органы государственного контроля, медицинской организации на каком-то этапе может стать просто проще мирно договориться с пациентом. Вероятно, такой метод “выкручивания рук” не является дюже благородным, однако, зачастую он дает необходимый результат, а в борьбе, как говориться, любые методы хороши. Однако, стоит иметь в виду то, что органы надзора в Российской Федерации отнюдь не горят желанием выбегать на объект по первому зову. Любой контрольный орган просто завален бесконечными заявлениями граждан, поэтому чаще всего ему гораздо проще отписаться заявителю без должного или вообще какого-то ни было проведения проверки. И только в случае предоставления в орган надзора действительно аргументированного заявления, подкрепленного соответствующими доказательствами правонарушений, допущенных медицинской организацией, с описанием всех нюансов и критериев нарушений, с приведением соответствующей квалификации их действий/бездействий пациент-заявитель имеет шансы должного отношения к его обращению. Также стоит иметь в виду, что ряд проверок проводится при обязательном согласовании с прокуратурой, которая без должной аргументации и приведенных оснований для проведения проверки наверняка не согласует ее проведение. В связи с этим нам представляется целесообразным проинформировать и даже неким образом предупредить читателя о том, что к заявлениям в органы надзора следует подходить обдуманно и обращаться за помощью в специализированные юридические организации, которые умеют на языке органов надзора донести до них суть произошедшего и убедить их в необходимости осуществления соответствующих действий.