logotip-500x287
Консультация медицинского юриста
8 (495) 66-44-756
с 10:00 до 19:00 — понедельник - пятница

Критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи. Возможные претензии пациентов

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в сфере оказания медицинской помощи, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Так, в п. 3 ст. 2 названного закона медицинская помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Нормативные акты определяющие критерии надлежащего оказания медицинской помощи

В Российской Федерации гарантируется право пациентов на получение как бесплатной, так и платной медицинской помощи (п. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 19 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

В нормативную базу, регламентирующую вопросы оказания медицинской помощи, помимо названного ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан”, так же входит ряд других законов и подзаконных нормативных актов.

В приведенной ниже таблице указанные законы и подзаконные нормативные акты распределены в соответствии с тем, на какие группы правоотношений (по бесплатному или платному оказанию медицинской помощи) распространяется их юридическая сила.

Оказание бесплатной медицинской помощиОказание платной медицинской помощи
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”
  • Закон РФ “О защите прав потребителей”.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”

Понятие и критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи

Принцип надлежащего исполнения обязательств установлен ст. 309 Гражданского Кодекса РФ и предполагает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми требованиями.

Исходя из положений ст. 309 ГК РФ, а также положений ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, Закона РФ “О защите прав потребителей”, следует вывод о том, что медицинская помощь, как услуга, которую потребляет пациент, должна быть надлежащего качества, надлежащего объема, оказываться надлежащим субъектом, надлежащим образом, в надлежащее время и с соблюдением установленных прав пациента.

В настоящий момент, в законодательстве отсутствует четкое определение понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи. В связи с этим, ненадлежащее оказание медицинской помощи может быть определено, как антипод надлежащего оказания медицинской помощи и, соответственно, будет представлять собой оказание медицинской помощи, не соответствующей требованиям, предъявляемым к ней законодателем.

Таким образом, можно выделить следующие критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи, как:

  • Условия;
  • Объем;
  • Безопасность;
  • Качество;
  • Несоответствие медицинской помощи целям, для которых данная медицинская помощь обычно оказывается (причинение вреда жизни и здоровью пациентов);
  • Нарушение прав пациентов;
  • Неоптимальный выбор технологии оказания медицинских услуг;
  • Нарушение правил оформления медицинской документации и др.

Некоторые критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи будут рассмотрены подробнее ниже.

Критерии ненадлежащих условий оказания медицинской помощи

Оказание медицинской помощи с нарушением требований законодательства об условиях оказания медицинской помощи является ненадлежащим.

К критериям ненадлежащих условий оказания медицинской помощи, в частности, могут быть отнесены:

Оказание медицинской помощи без соответствующей лицензии или с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к размещению и эксплуатации медицинской организации

В связи с тем, что осуществление медицинской деятельности может повлечь за собой причинения вреда жизни или здоровью пациента, законодательством установлены обязательные требования по лицензированию медицинской деятельности, а также специальные санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации медицинской организации.

Требование о необходимости получения лицензии на осуществление медицинской деятельности установлено в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а конкретные лицензионные требвоания определены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)”.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность определяются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” (далее – Постановление № 58) и так же, как и лицензионные требования, являются обязательными для всех медицинских организаций.

Таким образом, если медицинская помощь была оказана в нарушении лицензионных или санитарно-эпидемиологических требований к размещению и эксплуатации медицинской организации, оказанная медицинская помощь будет являться ненадлежащей по критерию условий ее оказания. Данный критерий безусловно влияет на безопасность оказанной медициной помощи в целом.

Оказание медицинской помощи без соблюдения условия о получении медицинским работником информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство.

В соответствии со ст. 20 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного письменного согласия пациента на медицинское вмешательство.

Для того, чтобы пациент мог принять решение о согласии или несогласии на осуществление в отношении него медицинских манипуляций, медицинский работник обязан предоставить пациенту в доступной форме полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Форма и порядок дачи информированного добровольного согласия установлены в Приказе Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н (необходимо отметить, что данный приказ имеет юридическую силу только в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Таким образом, если медицинская помощь была оказана в нарушении ст. 20 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, то она будет являться ненадлежащей.

Оказание медицинской помощи медицинским работником, не имеющим права на осуществление соответствующей медицинской деятельности.

Надлежащая медицинская помощь может быть оказана исключительно медицинским работником, который с учетом своей профессиональной компетенции, специализации, объема знаний, практических умений и навыков получил право на осуществлении определенной медицинской деятельности. В случае оказания медицинской помощи за пределами предоставленного врачу права, сам факт совершения медицинским работником таких действий будет являться ненадлежащем оказании медицинской помощи.

Требования, предъявляемые к медицинским работникам для предоставления права на осуществление медицинской деятельности установлены, в частности, в ст. 69 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки”, в Приказе Минздрава России от 29.11.2012 № 982н “Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста”, в Приказе Минздрава России от 03.08.2012 № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях” и др.

Критерий ненадлежащего объема оказания медицинской помощи

Надлежащая медицинская услуга характеризуется выполнением всех объемов диагностических и лечебных мероприятий, что определяется соответствующими медицинскими показаниями.

Критерий объема оказания медицинской помощи отражает соответствие объемов оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента.

При этом, необходимо отметить, что оказание медицинской помощи будет являться ненадлежащим как в случае недостаточного, так и завышенного объема выполненных медицинских вмешательств.

Так, недостаточный объем диагностических процедур может привести к тому, что правильный диагноз пациента установлен не будет, что повлечет за собой отсутствие лечения либо ненадлежащее лечение и, соответственно, причинение вреда здоровью пациента. В то же время, проведение завышенного объема диагностических или лечебных мероприятий, осуществляемых при отсутствии соответствующих медицинских показаний, особенно когда такие непоказанные медицинские вмешательства носят инвазивный характер, само по себе способно причинить вред здоровью пациента.

Следовательно, неверный объем проведенных медицинских манипуляций является критерием ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Критерии ненадлежащей безопасности оказания медицинской помощи

В соответствии со ст. 7 Закона “О защите прав потребителей” пациент, как потребитель медицинской услуги, имеет право на то, чтобы медицинская помощь при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни и здоровья.

Критерий безопасности оказания медицинской помощи отражает, в частности, оптимальность выбора медицинских технологий при оказании пациенту медицинской помощи, с учетом минимизации риска применения данных технологий для конкретного пациента, соблюдение специальных требований, установленных в отношении профилактических, диагностических, лечебных и иных медицинских вмешательств, а также выполнение медицинской организацией правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов.

Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи

Основываясь на положениях п. 21 ст. 2 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, можно сделать вывод о том, что под ненадлежащим качеством оказания медицинской помощи следует понимать предоставление последней при наличии одного из следующих условий:

Несвоевременность оказания медицинской помощи

Вопросы, связанные со сроками оказания медицинской помощи регламентируются постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами, а также договором, заключенным между медицинской организацией и пациентом.

В сфере оказания медицинской помощи сроки подразделяются на две группы:

  • Срок ожидания медицинской помощи;
  • Срок оказания непосредственно медицинской помощи.

Так, сроки ожидания медицинской помощи, в случае оказания пациенту платной медицинской помощи, устанавливаются соглашением между пациентом и медицинской организацией. В случае же оказания пациенту бесплатной медицинской помощи, сроки ожидания плановой медицинской помощи устанавливаются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”). Экстренная же медицинская помощь оказывается безотлагательно (ч. 2 ст. 11 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

Средние сроки лечения по конкретным видам заболеваний устанавливаются Приказами Минздрава России, утверждающими стандарты медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан”).

Например, в соответствии с Приказом Минздрава России от 24.12.2012 г. № 1536н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при вирусном энцефалите, миелите” средний срок лечения вирусного энцефалита или миелита составляет 21 день, а Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 1120н “Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при поражении электрическим током” установлен средний срок лечения при поражении электрическим током – 1 день.

Одной из возможных вариантов претензий по несвоевременности оказания медицинской помощи может, например, быть претензия пациенту по неоказанию скорой медицинской помощи неотложно (ч. 2 ст. 35 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан”).

Ошибочность выбора метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

Выбор метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации очень важен, поскольку ошибка в выборе метода медицинского вмешательства может стать причиной возникновения вреда для жизни или здоровья пациента.

Важнейшими источниками выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации являются как национальные, так и международные клинические и практические рекомендации, протоколы лечения, руководства, научные публикации, учебники, справочники и др. Это все, так называемые, источники доказательной медицинской практики.

Так, например, в 2013 г. по поручению Министерства здравоохранения РФ экспертами Российского медицинского общества по артериальной гипертонии были разработаны различные клинические рекомендации по диагностике и лечению гипертонических заболеваний (Диагностика и лечение гипертензии, Диагностика и лечение артериальной гипертонии и др.).

Необходимо отметить, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются приказами Министерства здравоохранения РФ (ст. 37 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включают в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, а также иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз), медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания.

Неудовлетворительная степень достижения запланированного результата

В соответствии с существующей судебной практикой, одной из наиболее распространенных причин возникновения претензий пациентов к медицинским работникам и медицинским организациям является несоответствие результата полученной медицинской помощи ожиданиям пациентов. Это связано с тем, что, зачастую, пациенты считают отсутствие достижения ожидаемого результата следствием некачественно оказанной медицинской помощи.

Однако, следует отметить, что не достижение определенного ожидаемого результата оказания медицинской помощи само по себе не является основанием определения оказанной медицинской помощи как некачественной. Степень достижения цели оказания медицинской помощи должна устанавливаться применительно к каждому отдельному заболеванию, пациенту и обязательно с учетом исходного состояния здоровья последнего.

Экспертиза качества ненадлежащего оказания медицинской помощи

В целях выявления факторов, свидетельствующих о ненадлежащем оказании медицинской помощи, необходимо проведение специальной экспертизы качества медицинской помощи, которая, в том числе предоставляет заключение о своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и соответствующих клинических рекомендаций по вопросам оказания медицинской помощи.

Существенным нововведением в сфере проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи стало вступление в силу 24.08.2015 г. Приказа Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан “Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи”.

В данном Приказе установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые сформированы по группам заболеваний и подразделяются в зависимости от амбулаторных или стационарных условий получения медицинской помощи.

Кроме того, названным Приказом впервые введены общие критерии оценки своевременности медицинской помощи, критерии оценки качества лекарственной терапии и ряд других критериев.

Однако, важно отметить, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи производится только в рамках программ обязательного медицинского страхования, так как федерального закона, регламентирующего такой вид экспертизы в другой области, пока что не принято.

В случае же когда медицинская помощь была оказана платно, для определения качества медицинской помощи пациент имеет право воспользоваться всеми возможными правовыми средствами, предоставленными ему законодательством РФ (например, получить заключение в независимой экспертной организации (ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”), получить консультацию или заключение на основании медицинской документации у другого специалиста (ч. 4 ст. 22 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”) и др.).

Возможные претензии пациентов

В соответствии с ч. 2 ст. 98 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью пациентов при оказании медицинской помощи.

Таким образом, пациент, которому была ненадлежащим образом оказана медицинская помощь, имеет право защищать свои права всеми доступными средствами, установленными законодательством РФ.

С точки зрения формы защиты нарушенных прав и законных интересов пациента существуют досудебные и судебные механизмы.

Так, пациент, при возникновении претензий к медицинскому работнику и (или) медицинской организации, имеет право обратиться:

  • С жалобой или сообщением о преступлении в органы прокуратуры;
  • С жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), в органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия лицензирования медицинской деятельности (например, Департамент здравоохранения г. Москвы) и иные контролирующие органы;
  • С жалобой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и (или) в страховую медицинскую организацию, в случае получения медицинской помощи на основании полиса обязательного или добровольного медицинского страхования;
  • С жалобой в общественные организации (Национальная медицинская палата, лиги по защите прав пациентов и т.д.);
  • С претензией к главному врачу или иному уполномоченному лицу в медицинской организации, в которой пациенту была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества;
  • В суд с гражданским иском в отношении медицинской организации, в которой была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества.

Возможные виды ответственности медицинских работников и медицинских организаций

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, пациент, которому была оказана ненадлежащая медицинская помощь, имеет право подать претензию, жалобу, исковое заявление и т.д., которые в последующем, в зависимости от того, какое именно правонарушение было совершено медицинским работником (был ли в действиях врача состав преступления или состав административного правонарушения и т.д.) могут, при условии соблюдения всех требований материального и процессуального законодательства РФ, привести к наступлению:

  • Гражданско-правовой ответственности;
  • Административной ответственности;
  • Дисциплинарной ответственности;
  • Материальной ответственности;
  • Уголовной ответственности.